Ё-МОБИЛЬ: УЖЕ ИСТОРИЯ, ЕЩЁ НЕ ЗАКОНЧЕНА
ноя 29, 2022
Гибридный городской автомобиль с двигателем (бензин/газ) 60 л.с. и генератором, (супер)конденсатором и базовым полным приводом. Полностью отечественная (речь о РФ) разработка и 90% местных же комплектующих. Модульная схема: городской хэтчбэк, кроссовер-купе с увеличенным клиренсом, фургон-"каблучок" и т.д. – все на одной платформе, с минимальными изменениями основных характеристик. Кузовные панели из композитных материалов. Наконец, цена: "в пределах USD 10 тыс.", цитируя официальный источник.
В сегодняшних реалиях всё это звучит как не очень смешная шутка. Но какую-то дюжину лет назад так на полном серьёзе говорили про смелый, но вроде вполне выполнимый проект. Причём именно говорили – ежедневными словами. А не кричали рекламным слоганами. Речь про "Ё-мобиль".
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
Этот бренд буквально привязан к знаменитому россиянину Михаилу Прохорову. Человек-гигант (тут и про рост, и про финансы) принял концепцию, утвердил окончательное название, курировал ход проекта и оповещал о его изменениях, заложил первый камень в фундамент "Ё-фабрики" в Питере – и, понятное дело, тратил изрядные суммы на всё вышеназванное и ещё десятки дополнительных активностей в рамках «Ё-проекта».
К слову, только инвестиции в (незавершенное) санкт-петербургское предприятие составили более 140 миллионов евро. Общую стоимость проекта "Ё-мобиль" подсчитать крайне сложно – и в любом случае от этой суммы пойдёт кругом не только голова. А вот финальная стоимость, как и дата выплаты этой суммы – хорошо известны. 7 апреля 2014 г. проект был официально закрыт, а все наработки переданы в ЦНИИ „НАМИ“ за символическую сумму в 1 евро.
Интересно, архивные папки института содержат только бумаги? Или какие-то файлы компьютерного моделирования тоже? И доступна ли информация всем желающим?
Географически же буква Ё, так сказать, разделилась. Основа, конечно, всегда была в России – посыл оттуда, деньги тоже, производство будет там же, и для российского же рынка в первую очередь. А вот те самые "точки над", т.е. наиболее знаковая (и на этапе подготовки значимая тоже) часть работ либо производилась совместно с Минском, либо полностью переехала в Беларусь.
Логотип сделал Владимир Цеслер, один из самых известных белорусских дизайнеров. Он же предложил цвет слоновой кости – не как доминирующий, а как акцентирующий всю модельную гамму. Руководителями предприятия "Ё-авто" (разработчика проекта), несмотря на определенную кадровую чехарду, были граждане РБ. Авторами изначальной идеи, по некоторым сведениям, тоже являются минские специалисты. Позже и работа над прототипами была целиком перенесена в белорусскую столицу.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Поразительно или нет, но ни один из ключевых пунктов проекта не был выполнен. Сложный, но многообещающий роторно-лопастной двигатель (который рассматривался как источник энергии для всей гибридной схемы «Ё-мобиля») на стенде запустили. А вот адекватную теплоотдачу от мотора наладить не смогли. Поэтому вместо роторной схемы в дело пошли обычные 1,4 л. от FIAT. Ну, почти обычные – модификация изначально принимала и газ, и бензин.
Предсерийная партия для испытаний и сертификации должна была увидеть свет в ноябре 2011 г. – всего через 1,5 года после собственно запуска проекта. Следует заметить, что по меркам любого автопрома это КРАЙНЕ сжатые сроки – на грани нереального. Ни этой партии, ни самих испытаний (в апреле 2012, через 2 года после старта) не случилось.
Про недостроенный завод говорилось выше. Первых партий машин, равно как и начала серийного производства – оно, пока проект ещё «жил», было намечено на весну 2015 г. – также не дождались.
Первое «Кто виноват?» напрашивается само собой, причём совершенно не из областей автопрома, бизнеса и т.п. В марте 2012 г. в России проходили президентские выборы. В ходе предвыборной кампании г-н Прохоров М.Д. был успешно зарегистрирован в качестве кандидата, а по итогам занял 3 место (в столичных мегаполисах даже второе). Нужен ли был Прохорову «Ё-мобиль» только как козырь в президентской гонке, как индикатор «понимания и заботы о проблемах народа»? Однозначно сказать «не нужен» не получится. Но главная причина развала проекта вовсе не в политических амбициях его куратора.
Первоначальная концепция определяла «Ё-мобиль» в нишу на тот момент малоизведанную. Что-то между транспортом общественным и личным – с уклоном в сторону первого. В наши дни где-то не прямо там, но по соседству расцвёл каршеринг. Однако это всего лишь обычные пассажирские авто, доступные для общественного пользования. А «ё-идея» заходила гораздо дальше. Или подходила с другой стороны.
Главную задачу проекта сформулировали как знаменитое «перемещение из точки А в точку Б». Или проще: доступный всем транспорт без «наворотов». Так «Ё-мобиль» и проектировали: упрощенная конструкция (а значит удешевлённое производство), только необходимые опции. Разработчики стремились, чтобы их четырёхколесные детища воспринимали как бытовые приборы – лёгкие в использовании и привычные до обыденности. Иными словами, то самое «средство передвижения, а не роскошь», с которой сдувают пылинки.
С экономической точки зрения изначальная «ё-ниша» была низко-конкурентной. Следовательно, там можно было пробовать сочетать технические инновации – и не будем забывать, что дюжину лет назад гибриды, (супер)конденсаторы и т.п. были ещё весьма в диковинку.
Однако было принято решение (говорят, самим Прохоровым – ибо его деньги командовали парадом) от «общественной» концепции отойти. И создавать машины для современной городской жизни и частных владельцев. А в этой нише конкуренция не просто высокая – она убийственная. Особенно если на рынок выходит не до конца опробованная модель, и нет ещё ни дилерской, ни сервисной сетей.
Так одним поворотом сюжета проект был похоронен. Кое-кто из команды разработчиков понял про «бесперспективняк» довольно быстро – и ушёл. У остальных были и кадровые перестановки, и изменения, раз за разом, в сроках, планах, ценах, дизайне, конструкции – дольше, дороже, сложнее… Конкретные факты слишком печальны и слишком предсказуемы для любого проекта в стадии провала. Хорошо ещё, что решение прекратить это «ё…» было принято довольно оперативно, а не стало очередным долгостроем и головной болью.
Примечательно, что бывший руководитель «Ё-авто» Андрей Гинзбург в частном разговоре летом 2022 г. назвал проект окончательно перевернутой для себя страницей. На этом всё?
ЖИВ КУРИЛКА?!
Проект «Ё-мобиль» давно сдан в архив. А вот сами «ё-мобили» остались! Два уникальнейших, абсолютно единственных в своём роде экземпляра – купе-кроссовер и фургон-«каблучок» – сохранились и сегодня находятся в минском районе Ждановичи/Лебяжий. Точный адрес: Минск, ул. Тимирязева, 114, открытая стоянка ТЦ «АвтоГрад».
Владелец этих артефактов предложил компании GreenCars (которая расположена в названном ТЦ и специализируется на продажах авто, в том числе электромобилей и гибридов) изучить спрос на свою технику. То есть оба «ё-мобиля» можно приобрести!
Будем честны: эти экземпляры пригодны для коллекции, а не для дороги – нет техпаспортов, некоторых электрических агрегатов, а то и деталей салона. Так что своим ходом, без серьезного приложения рук, техника не поедет.
Обойти вокруг этих «янгтаймеров», потрогать и сделать селфи может каждый желающий. А может, найдутся и те, кто не только поставит их в свой музей, но даже попробует вернуть к жизни? Вот это и правда будет «Ё..»!
Хотите выгодно купить автомобиль из-за границы?
Обращайтесь в WESTMOTORS, мы обязательно поможем!
Появились вопросы?
Спросите наших специалистов!
Воспользуйтесь подбором авто прямо сейчас!
Отметьте необходимые для вас 3 параметра: тип топлива, тип кузова и бюджет.
Мы вышлем вам несколько выгодных для пригона вариантов автомобилей максимально соответствующих вашим требованиям и рынку России.